
На сайте Мобильное Электронное образование прочитала заметку с одноименным названием. Мне показалось, что этот материал будет интересен не только мне, но и всем учителям, которые заняты вопросами формирования позитивной мотивации к обучению и навыков самостоятельного мышления у обучающих.
Обсуждение вместо заучивания
- Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, предоставьте данные и алгоритм для ее проверки, а затем вместе докажите или опровергните её.
- Вне зависимости от изучаемого предмета, напишите эссе о сложном и неоднозначном вопросе, например о теории вероятности, об эволюционной теории Дарвина, о геометрии Лобачевского и т.п.
- Научите детей думать вслух, без страха получения плохой оценки.
- Предложите найти дополнительную информацию по теме, не подсказывая источников (разрешите любые образовательные сайты, книги, периодические издания и т.д. по выбору учеников).
- Предложите ученикам самостоятельно объяснить, почему важна та или иная тема и где она может пригодиться.
- Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.
Формирование собственной точки зрения
- Опишите две противоположные точки зрения на изучаемую проблему и предложите найти для них общие истоки.
- Не выдавайте изучаемый материал за абсолютную истину. Учите детей мыслить критически.
- Поинтересуйтесь, что ученики думают об изучаемом вопросе, вне зависимости от точки зрения учителя или учебника.
- Поощряйте обмен мнениями на уроке. Пусть дети видят, что помимо мнения, высказанного в учебнике, есть еще большое разнообразие взглядов их одноклассников – правильных, неправильных, спорных.
- Поощряйте вопросы «зачем?» и «почему?».
Связь между наукой и жизнью
- Объясните ученикам, как в реальной жизни им пригодятся получаемые знания, умения и навыки.
- Установите связь между учебным процессом и личностным развитием.
- Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.
Индивидуальный анализ успехов и неудач
- Учите детей ставить для себя ближние и дальние цели, помогайте учащимся отслеживать свой прогресс. Придумайте небольшие «награды» за достижение целей.
- Регулярно рассказывайте о том, какой прогресс совершили ученики.
- Вместе анализируйте старые успехи и старые ошибки учащихся, помогите найти их причины и закономерности.
- Не забывайте про зону ближайшего развития Ваших учеников. Стремитесь постепенно расширять ее границы.
Еще несколько приёмов, как интересно провести урок
- Чередуйте дедуктивный и индуктивный методы объяснения нового материала. Пусть учащиеся научатся самостоятельно устанавливать взаимосвязь между общим и частным.
- Иногда начинайте урок «с чистого листа» – без апелляции к ранее полученным знаниям.
- Привлеките «экспертов» к оцениваю работ учащихся. Например, это могут быть родители или известные в Вашем городе люди, профессионалы в изучаемой области.
- Актуализируйте межпредметные связи.
- Геймификация обучения. Предложите прямо на уроке поиграть в игры и симуляции, иллюстрирующие изучаемые явления.
- Предложите создать «экспонат» по изучаемой теме своими руками.
- Сместите акценты: говорите о людях, идеях и изобретениях вместо политики, правил и стандартов.
Самое главное: покажите свою искреннюю заинтересованность в успехах учащихся и любовь к преподаваемому предмету.
Источник: http://mob-edu.ru/blog/articles/25-sposobov-povysit-motivaciyu-uchashhixsya-i-nauchit-ix-myslit-samostoyatelno/
Комментариев нет:
Отправить комментарий