На сайте Мобильное Электронное образование прочитала заметку с одноименным названием. Мне показалось, что этот материал будет интересен не только мне, но и всем учителям, которые заняты вопросами формирования позитивной мотивации к обучению и навыков самостоятельного мышления у обучающих.

Обсуждение вместо заучивания

  • Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, предоставьте данные и алгоритм для ее проверки, а затем вместе докажите или опровергните её.
  • Вне зависимости от изучаемого предмета, напишите эссе о сложном и неоднозначном вопросе, например о теории вероятности, об эволюционной теории Дарвина, о геометрии Лобачевского и т.п.
  • Научите детей думать вслух, без страха получения плохой оценки.
  • Предложите найти дополнительную информацию по теме, не подсказывая источников (разрешите любые образовательные сайты, книги, периодические издания и т.д. по выбору учеников).
  • Предложите ученикам самостоятельно объяснить, почему важна та или иная тема и где она может пригодиться.
  • Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.

Формирование собственной точки зрения

  • Опишите две противоположные точки зрения на изучаемую проблему и предложите найти для них общие истоки.
  • Не выдавайте изучаемый материал за абсолютную истину. Учите детей мыслить критически.
  • Поинтересуйтесь, что ученики думают об изучаемом вопросе, вне зависимости от точки зрения учителя или учебника.
  • Поощряйте обмен мнениями на уроке. Пусть дети видят, что помимо мнения, высказанного в учебнике, есть еще большое разнообразие взглядов их одноклассников – правильных, неправильных, спорных.
  • Поощряйте вопросы «зачем?» и «почему?».

Связь между наукой и жизнью

  • Объясните ученикам, как в реальной жизни им пригодятся получаемые знания, умения и навыки.
  • Установите связь между учебным процессом и личностным развитием.
  • Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.

Индивидуальный анализ успехов и неудач

  • Учите детей ставить для себя ближние и дальние цели, помогайте учащимся отслеживать свой прогресс. Придумайте небольшие «награды» за достижение целей.
  • Регулярно рассказывайте о том, какой прогресс совершили ученики.
  • Вместе анализируйте старые успехи и старые ошибки учащихся, помогите найти их причины и закономерности.
  • Не забывайте про зону ближайшего развития Ваших учеников. Стремитесь постепенно расширять ее границы.

Еще несколько приёмов, как интересно провести урок

  • Чередуйте дедуктивный и индуктивный методы объяснения нового материала. Пусть учащиеся научатся самостоятельно устанавливать взаимосвязь между общим и частным.
  • Иногда начинайте урок «с чистого листа» – без апелляции к ранее полученным знаниям.
  • Привлеките «экспертов» к оцениваю работ учащихся. Например, это могут быть родители или известные в Вашем городе люди, профессионалы в изучаемой области.
  • Актуализируйте межпредметные связи.
  • Геймификация обучения. Предложите прямо на уроке поиграть в игры и симуляции, иллюстрирующие изучаемые явления.
  • Предложите создать «экспонат» по изучаемой теме своими руками.
  • Сместите акценты: говорите о людях, идеях и изобретениях вместо политики, правил и стандартов.
Самое главное: покажите свою искреннюю заинтересованность в успехах учащихся и любовь к преподаваемому предмету.
Источник: http://mob-edu.ru/blog/articles/25-sposobov-povysit-motivaciyu-uchashhixsya-i-nauchit-ix-myslit-samostoyatelno/